Курс
История и философия науки и технологии
Подробнее Принять участие

Курс «История и философия науки и технологии»

Задачи дисциплины

— дать знания о развитии техники и технологии металлургии во взаимосвязи с историей цивилизации, начиная с древнейших времён до настоящего времени;

— изложить современные представления о закономерностях возникновения и развития металлургического производства;

— сформировать представления о роли ресурсов металлов в формировании государственной и общественной структуры стран и народов в различные исторические эпохи;

— дать знания о становлении основ научной металлургии, этимологии основных металлургических терминов;

— изучить индустриальное наследие цивилизации и историю развития специальности во взаимосвязи с социально-политической историей общества;

— дать знания, позволяющие успешно ориентироваться в экологических, социальных и психологических вопросах, связанных с последствиями реализуемых инженерных решений, на конкретных исторических примерах;

— сформировать представления о канонах профессиональной этики;

— ознакомить с особенностями передачи знаний и организацией систем образования, причинами их обновления в истории человечества;

— сформировать у студентов интерес к фундаментальным знаниям, стимулирующий потребность к научным оценкам явлений природы, исторических событий и фактов окружающего мира.

О курсе

При прохождении курса студенты получают сумму знаний комплексного технического, гуманитарного, естественнонаучного характера, что существенно повышает степень усвоения пройденного материала и вырабатывает у студентов высокую мотивацию к овладению профессиональными навыками с первого года обучения.

Содержание курса органически синтезируют вопросы методологии и истории науки и техники, показывают их взаимосвязь и взаимовлияние. В материалах курса излагаются принципиальные положения истории науки и техники на основе сочетания социально-культурного, экономического, экологического и других подходов с использованием результатов исторических и иных исследований научно-технического развития человечества.

При подготовке методического обеспечения курса были использованы научные достижения последних десятилетий в археологической металлургии, истории техники, практической археологии, а также других отраслях современной исторической науки и музейного дела.

Программа курса

Раздел 1. Философия техники и индустриальное наследие 

  • — Философия техники: термины и определения
  • — Обзор истории инженерного образования
  • — Музеи техники
  • — Заповедники промышленности

Раздел 2. Философия техники и индустриальное наследие (продолжение)

  • — Индустриально-археологические парки
  • — Музеи будущего и современные методы исторических исследований
  • — Воссоздание исторического индустриального ландшафта.


Раздел 3. Компьютерное моделирование объектов индустриального наследия

  • — Доменная печь Лиенсхютте (Lienshytte blast-furace)
  • — Железоделательный завод Энгельсберг (Engelsbergs bruk)
  • — Анимация сыродутного процесса по описанию и зарисовкам середины XIX в.
  • — Анимация работы горных машин по гравюрам XVI в. Вагранка Реомюра
  • — Лаборатория Генри Бессемера


Раздел 4. Предыстория науки и техники

  • — Хронология цивилизации
  • — Археохронология
  • — Неолитическая революция
  • — Минералы меди и железа


Раздел 5. Зарождение металлургии

  • — Основные закономерности
  • — Первые металлургические технологии
  • — Ювелирное искусство
  • — Мышьяковая бронза
  • — Оловянная бронза

Проектируемые результаты обучения

Студент будет знать:

  • — закономерности развития металлургических технологий в социально-политическом и историко-географическом континууме;

  • — формирование методологии научных исследований на базе развития представлений о природе металлов и сплавов;

  • — глобальные проблемы окружающей среды и принципы устойчивого развития человечества;

уметь:

  • — проводить расчеты расходных коэффициентов шихтовых материалов и продуктов металлургических процессов  для основных технологических схем производства металлов, применявшихся в истории цивилизации, и делать выводы об эффективности этих технологических схем;

  • — анализировать объективные и субъективные факторы, оказавшие решающее влияние на внедрение новых металлургических технологий в конкретных историко-географических условиях;

  • — обосновывать целесообразность принятия инженерных решений с позиций учета их экологических, социальных и психологических последствий;

  • — систематизировать накопленный опыт индустриального наследия цивилизации для прогнозирования главных направлений развития металлургической техники и технологий;

  • — анализировать роль металлургической техники и технологии с позиций ее участия в формировании исторической социо-культурной среды;

  • — прогнозировать последствия профессиональной деятельности с точки зрения биосферных процессов;

  • — пользоваться научной, справочной и нормативной литературой в сфере истории техники;

владеть:

  • — методами самостоятельной работы со специальной исторической литературой, горнометаллургическими словарями, графикой;

  • — технологиями самостоятельной работы с электронными базами по конкретным объектам, входящим в мировое и отечественное индустриальное наследие;

  • — навыками поиска и обработки информации о металлургических понятиях и терминах, применявшихся в различные исторические эпохи, их этимологии и трансформации в основных технических языках мира;

  • — навыками поиска и обработки информации из архивных материалов и экспозиций по истории металлургической техники и технологии.

Темы курса

техника и технология металлургии
основы научной металлургии
история инженерного образования
индустриально-археологические парки
воссоздание исторического индустриального ландшафта
компьютерное моделирование объектов индустриального наследия
неолитическая революция
И это далеко не все!

Преподаватели

Павел Черноусов
Павел Черноусов
Кандидат технических наук. Доцент кафедры «Энергоэффективных и ресурсосберегающих промышленных технологий»
О преподавателе
Павел Черноусов
Павел Черноусов
Павел Черноусов
Кандидат технических наук. Доцент кафедры «Энергоэффективных и ресурсосберегающих промышленных технологий». Действительный член (академик) Международной академии наук экологии и безопасности человека и природы (МАНЭБ) с 2006 года, член Президиума Московского отделения МАНЭБ — с 2011 г

Курсы

Защита окружающей среды. Рециклинг. Часть 2 Защита окружающей среды. Рециклинг. Часть 1 История и философия науки и технологии История и философия техники Логистика технологических процессов и производств
  1. Новые технологии и практики в обучении
  2. Кейсы от ведущих экспертов мирового уровня
  3. Льготная цена при бронировании
Записаться на курс
Записаться на курс
 
 
Спасибо!
Ваши данные успешно отправлены.