Курс
История и философия техники
Подробнее Принять участие

Курс «История и философия техники»

О курсе

Курс «История и философия науки и техники» («История и философия инженерного искусства») является основополагающей дисциплиной, служащей для ознакомления студентов с местом технических знаний в истории формирования современной индустриальной цивилизации. В материалах курса рассматриваются основные события в истории науки, техники и образования; исследуются причины и обсуждаются последствия важнейших инженерных решений и научных открытий; приводится информация и дается оценка появления и развития систем образования с акцентом на известные методы обучения техническим знаниям.

Курс относится к базовой или вариативной части математического и естественно-научного цикла дисциплин при освоении ООП по направлениям подготовки.

«История и философия науки и техники» представляет собой введение в проблематику истории техники как основы современного индустриального общества. Освоение курса должно способствовать получению представлений об основных тенденциях в развитии техники.

Цель курса заключается в формировании целостной картины развития техники во взаимосвязи с историей цивилизации. Достижение цели обеспечивается решением четырёх основных нижеперечисленных методических задач:

  1. 1. Раскрытие глобальных закономерностей в появлении, развитии и распространении базовых технологий и техники.

  2. 2. Анализ и обоснование обусловленности появления новых технологий и техники в конкретных исторических условиях (временных и географических координатах).

  3. 3. Раскрытие закономерностей в появлении и развитии технических наук.

  4. 4. Воспитание у студентов инженерной культуры анализа технологических процессов.

Комфортности и высокому качественному уровню усвоения студентами изучаемого материала способствуют с одной стороны «популярность» изложения материалов лекционной части курса, в которой вопросы истории техники и формирования индустриального наследия рассматриваются в связи с историей цивилизации, а с другой стороны – конкретностью практических занятий.

Программа курса

Раздел 1. Металлургия и хронология истории цивилизации.

Геохронология. Понятие об основных рабочих и конструкционных материалах и металлах цивилизации.

Раздел 2. Неолитическая революция.

Неолитическая революция и появление термических технологий. Основные закономерности зарождения металлургии, её развитие в доисторическую эпоху. Древнейшие металлические раритеты (7…5 тыс. до н.э.). Регионы мира – претенденты на звание родины металлургии.

Раздел 3. Семь металлов древности.

Зарождение литейного производства. Рециклинг — неотъемлемая часть металлургических технологий. Целенаправленные преобразования окружающей среды. Металлизация биосферы — первый и наиболее масштабный процесс техногенного преобразования природной среды в истории цивилизации. Особая роль металлов в формировании техносферы, понятие элементопотоков. Разделение труда и организация  глобального рециклинга в металлургическом производстве. Металлы и металлургические технологии в древних эпосах народов Мира («Ригведа», «Калевала»).

Раздел 4. Металлургия железа в эпоху Древнего мира.

Освоение и распространение металлургии железа. Бронзолитейное и чугунолитейное производство Древнего Китая и Древней Индии.

Раздел 5. Древние металлургические технологии извлечения и обработки металлов

Основы древней технологии переработки руд, литья, ковки, волочения и термомеханической обработки металлов. Появление ювелирного искусства. Металлургия мышьяковой и оловянной бронзы и сыродутного железа. Ковка и литье меди и бронзы. Изделия из бронзы. Художественное бронзовое литье. Металлические зеркала Древнего мира: магия и металлургия. Бронзовое статуарное литье в эпоху Античности. Волочение металлов Извлечение железа из руд. Тигельная плавка. Сыродутный горн. Термохимическая и термомеханическая обработка железа и стали.

Результаты обучения

В результате изучения дисциплины обучающийся должен (проектируемые результаты освоения):

знать:

  • — закономерности развития металлургических технологий в социально-политическом и историко-географическом континууме;

  • — формирование методологии научных исследований на базе развития представлений о природе металлов и сплавов;

  • — глобальные проблемы окружающей среды и принципы устойчивого развития человечества.

уметь:

  • — проводить расчеты расходных коэффициентов шихтовых материалов и продуктов металлургических процессов  для основных технологических схем производства металлов, применявшихся в истории цивилизации, и делать выводы об эффективности этих технологических схем;

  • — анализировать объективные и субъективные факторы, оказавшие решающее влияние на внедрение новых металлургических технологий в конкретных историко-географических условиях;

  • — обосновывать целесообразность принятия инженерных решений с позиций учета их экологических, социальных и психологических последствий;

  • — систематизировать накопленный опыт индустриального наследия цивилизации для прогнозирования главных направлений развития металлургической техники и технологий;

  • — анализировать роль металлургической техники и технологии с позиций ее участия в формировании исторической социо-культурной среды;

  • — прогнозировать последствия профессиональной деятельности с точки зрения биосферных процессов;

  • — пользоваться научной, справочной и нормативной литературой в сфере истории  техники.

владеть:

  • — методами самостоятельной работы со специальной исторической литературой, горнометаллургическими словарями, графикой;

  • — технологиями самостоятельной работы с электронными базами по конкретным объектам, входящим в мировое и отечественное индустриальное наследие;

  • — навыками поиска и обработки информации о металлургических понятиях и терминах, применявшихся в различные исторические эпохи, их этимологии и трансформации в основных технических языках мира;

  • — навыками поиска и обработки информации из архивных материалов и экспозиций по истории металлургической техники и технологии.

Формируемые компетенции

Дисциплина «История и философия науки и техники» вносит вклад в формирование следующих компетенций

ОК-1: владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

ОК-2: знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности

ОК-4: способность анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы;

ОК-8: способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, владеть культурой мышления

ОК-12: владение правовыми и нравственными нормами экологического поведения

ОК-21: владение культурой безопасности, экологическим сознанием и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности

ОК-22: понимание проблем устойчивого развития и рисков, связанных с деятельностью человека

ОК-23: владение приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижение антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества

ПК-10: готовность применять в практической деятельности принципы рационального использования природных ресурсов и защиты окружающей среды

ПК-12: умение осуществлять выбор материалов для изделий различного назначения с учетом эксплуатационных требований и охраны окружающей среды

ПК-17: готовность применять основные принципы рационального использования природных ресурсов и защиты окружающей среды

ПК-18: готовность применять профессиональные знания для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности.

Темы курса

инженерная культура
геохронология
коэффициентов шихтовых материалов
И это далеко не все!

Преподаватели

Павел Черноусов
Павел Черноусов
Кандидат технических наук. Доцент кафедры «Энергоэффективных и ресурсосберегающих промышленных технологий»
О преподавателе
Павел Черноусов
Павел Черноусов
Павел Черноусов
Кандидат технических наук. Доцент кафедры «Энергоэффективных и ресурсосберегающих промышленных технологий». Действительный член (академик) Международной академии наук экологии и безопасности человека и природы (МАНЭБ) с 2006 года, член Президиума Московского отделения МАНЭБ — с 2011 г

Курсы

Защита окружающей среды. Рециклинг. Часть 2 Защита окружающей среды. Рециклинг. Часть 1 История и философия науки и технологии История и философия техники Логистика технологических процессов и производств
  1. Новые технологии и практики в обучении
  2. Кейсы от ведущих экспертов мирового уровня
  3. Льготная цена при бронировании
Записаться на курс
Записаться на курс
 
 
Спасибо!
Ваши данные успешно отправлены.